закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Кадры решают все. Если они подготовлены

От инициативы к делу – реализация нацпроекта "Образование" не терпит сослагательного наклонения и формального подхода. Именно поэтому в республике уже активно идут преобразования, которые требуют не просто инвестиций, а изменений самой системы и подхода к выполнению поставленных задач.

Нацпроект "Образование" основательно затрагивает вопросы содержания. О результатах говорить рано – мы находимся на стадии формирования экосистемы нацпроекта, – о том, что уже сделано в Северной Осетии в ходе реализации региональных проектов в рамках нацпроекта "Образование" рассказала министр образования и науки РСО–А Людмила Башарина.

– На сегодня существенно затронута система дополнительного образования, которая долгое время находилась в застое, не развиваясь. В наши дни большую ставку в развитии ребенка делают на систему допобразования. Собственно, так было всегда, но именно сейчас ему уделяется большое внимание. То, что все программы допобразования заносятся у нас в навигатор, повлияет на их качественное содержание. И то, что ребенок будет выбирать направления по сертификату, также заставит переосмыслить какие-то вещи в системе. Субсидия, которую нам дали на развитие допобразования, не очень большая, но тот подход, который мы избрали, позволит нам не просто создать новые места для количественного охвата детей, а именно места в интересных на ближайшие несколько лет направлениях.

Помимо низкого уровне охвата детей в регионе системой допобразования, в ней есть еще один существенный недостаток: серьезный перекос в сторону спортивных и художественно-эстетических направлений, в ущерб техническому. А так как именно эта сфера находится в приоритете, в республике также делают ставку на ее развитие. Например, шахматы. Хоть они традиционно и считаются спортивным занятием, но все-таки находятся на стыке двух направлений. Поэтому шахматы входят в число тех сфер, которые мы намерены серьезно развивать в Северной Осетии, наряду с робототехникой, виртуальной реальностью – всем тем, что сегодня увлекает детей. Мы приобретаем 42 кружка робототехники с элементами информационных и виар-технологий, выстраиваем их в сеть и замыкаем на "Кванториуме".

Шахматные кружки мы завязываем на флагмане в этом направлении – РДДТ. Покупаем оборудование для кружков по развитию инженерных навыков у детей младше 7 лет – в каждый район и в несколько детских садов, а также для мультипликационных студий, оборудование для занятий картингом. И если вчера в регионе наблюдался спад востребованности технического направления, то сегодня, в том числе благодаря "Кванториуму", интерес возрос, и детям нужно создать условия.

Здесь важно отметить, что введение шахмат как одного из предметов в школе, стало самостоятельной инициативой республики. Однако по словам чиновника, у этого процесса есть свои издержки: "Директора школ отдавали преподавание этого предмета по формальному признаку: педагогам с нехваткой часов. Мы же сейчас подошли совсем по-другому к этому вопросу: кроме оборудования, которое закупалось, исходя из критерия "чтобы было приятно глазу ребенка", нами выделяются ставки в учреждениях допобразования. При этом на базе СОРИПКРО педагоги проходят переобучение.

– Людмила Вячеславовна, вы сказали, что субсидия выделена не очень большая. Но ведь для реализации нацпроекта нужны не только деньги, но и другие ресурсы, в первую очередь кадровые.

– Нацпроект отличается применением механизма "коробочных решений", который предполагает создание именно системы решений: инфраструктура, кадры, новые образовательные программы. И повышение квалификации проходит красной нитью через все проекты. Приобретается инфраструктура и под нее предполагается обучение. Это касается и "Точек роста", которых в этом году будет создано в республике 17. Через два года они будут во всех учебных заведениях районов республики – в школах сел и малых городов. И под каждую "Точку" идет образовательная программа, а под каждую из них – курсы повышения квалификации. Наши преподаватели технологии вместе с коллегами из соседних регионов прошли уже на базе "Кванториума-15" обучение по этим программам.

Подготовка кадров в допобразовании была отдана на откуп региону, потому что всего 4 субъекта получили субсидию на развитие этой отрасли. И мы уже сами, по аналогии с другими нацпроектами, эту систему повышения квалификации разрабатывали.

Подготовка кадров в допобразовании была отдана на откуп региону, потому что всего 4 субъекта получили субсидию на развитие этой отрасли. И мы уже сами, по аналогии с другими нацпроектами, эту систему повышения квалификации разрабатывали.

– Как педагогическое сообщество встречает эти проекты?

– По-разному. Вообще один из самых больших рисков, на мой взгляд, и по мнению многих моих коллег, это понимание педагогами всех этих идей. Очень часто мы слышим: "Система допобразования существует давно, зачем что-то менять, все и так хорошо". Но для кого хорошо? Для педагога, который работает по накатанной схеме, может, и хорошо. А наш низкий охват дополнительным образованием, в том числе, связан и с отсутствием интереса у детей. Поэтому сегодня роль руководителя в учреждении велика: если он сам понимает суть идеи, то донесет ее до коллектива. Августовская конференция в этом году и будет этому посвящена. В прошлом году мы рассказали о тех направлениях нацпроекта, которые будем развивать, но в этом году подход немного другой: нам предстоит менять философию системы образования. Оно и понятно: меняются дети, меняется мир, а мы – нет. Мы не интересны детям как педагоги, мы не являемся для них единственным источником знаний. А мы должны быть наставниками, примером, должны вести ребенка как учитель, как мастер.

– Какие проекты наиболее сложные с точки зрения их реализации?

– Создание центров опережающей профессиональной подготовки и регионального модельного центра допобразования – не такие объемные по субсидии, но очень масштабные по содержанию. И это тот вызов, с которым мы сталкиваемся впервые. Поэтому это очень сложные проекты, но мы работаем над ними.

– А какие заявки уже одобрены региону?

– В прошлом году мы направили 7 заявок, из них 6 были одобрены: развитие допобразования, "Точки роста", модельный центр, ЦОПП, адаптированные программы и "Цифровая образовательная среда". В этом году отбор продолжился, мы подали 9 заявок из 9 возможных, в которых регион мог участвовать, согласно определенным требованиям. Восемь из них получили положительное решение: продолжение создания "Точек роста" и цифровой образовательной среды в школах, "IT-куб" в регионе, в 2020 г. создание "Кванториума" в Моздоке и трех мобильных технопарков за три года. Также в двух учреждениях для детей с ОВЗ – коррекционной школе-интернате г. Моздока и школе-интернате "Надежда" с. Дур-Дура – будут созданы условия для занятий технологией: по 7 млн руб. будет выделено на каждое учреждение в 2020 и 2021 гг. Эти субсидии рассчитаны до 2022 года, после чего опять будет отбор.

К началу учебного года в реализации нацпроекта "Образование" в республике нет заметного повышения активности – просто потому, что этот процесс не замедлялся с момента начала работы над каждой из программ. Так, в активной фазе находятся "Точки роста" – уже и обучение завершилось, и к финишу идет закупка оборудования. "Самый сложный этап в реализации программ и функционировании этих проектов начнется 20 сентября – в единый день открытия "Точек". Ведется большая работа по "Цифровой образовательной среде" – этот проект также активизируется в сентябре. Подготовительные работы ведутся и в создании ЦОПП и Регионального модельного центра – этот год еще будет посвящен созданию структур, которые в полной мере начнут свою деятельность уже в 2020 г.

Таким образом, поэтапные положительные изменения коснутся каждой сферы, общая задача которых – развитие детей и их подготовка к выбору будущей профессии и накопление знаний и навыков для ее успешного усвоения.

АВТОР: МАДИНА МАКОЕВА, газета "Северная Осетия"

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    30.08.2019, 18:53

Мероприятия

Архив
Людмила Башарина
Людмила БашаринаМинистр образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Мы не интересны детям как педагоги, мы не являемся для них единственным источником знаний. А мы должны быть наставниками, примером, должны вести ребенка как учитель, как мастер.

читать дальше

Объявления

Архив

Горячие линии

  • Общая "горячая линия" +7 (495) 984-89-19
  • "Горячая линия" по вопросам ЕГЭ-2019 +7 (8672) 53-49-40
  • "Горячая линия" по вопросам оплаты труда +7 (8672) 29-15-15 (доб.240)
  • Общий телефон доверия +7 (495) 104-68-38
  • "Горячая линия" по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по образовательным программам СПО и профессионального обучения +7 (8672) 29-15-15 (доб.226)

Мы в соцмедиа