закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Школьная пора. Или не пора?

Практические советы психолога родителям первоклассников

Согласны ли вы с мнением директора республиканского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Залины Бритаевой, которая на протяжении многих лет – сначала работая психологом, а затем – уже в руководящей должности – неустанно повторяет родителям, что в приоритете должны быть не желания взрослых, а готовность малыша к образовательному процессу. "Если ребенок не посещает детский сад, тогда воскресные школы и "подготовишки" – это единственное место, где он систематически и по делу общается со своими сверстниками", – рассказала специалист, с которой в преддверии начала учебного года мы поговорили о том, как понять, готов ли ребенок идти в первый класс, и как же и ему, и семье настроиться на новый этап жизни.

– Извечная дилемма – отдавать ребенка в первый класс в 6 или 7 лет. Учитывая быстро меняющийся современный мир, исходя из чего, принимать решение? На что обращать внимание?

– Однозначно никто не скажет: каждый ребенок уникален во всем. Одни уже и психологически, и эмоционально, и физически бывают к 6 годам развиты, другие же даже в 7 еще не совсем готовы. В психолого-медико-педагогическую комиссию нередко приходят родители детей, которым 6 исполнится только в сентябре или уже есть 6 и пару месяцев, со словами: "Нас не берут, нужно ваше заключение". Но часто это – преследование взрослыми своих интересов. Например, возрастные родители объясняют свое стремление отдать ребенка пораньше в школу желанием все успеть, дать ему образование. Или погоней за хорошим учителем, который ведет набор именно сейчас, и поэтому в 6 лет нужно срочно попасть к нему. Но у этого хорошего учителя будет много детей и он не станет уделять особое внимание вашему ребенку, который еще не совсем готов к школе. И опять возникнут проблемы: малыш будет неусидчивым, начнет ходить по классу, не будет проявлять интерес к занятиям, будет гиперактивным.

К слову, я бы здесь добавила про еще один тренд – желание отдать свое чадо в престижную школу. И родители не думают о том, что все 11 лет ребенка надо будет туда возить, как тяжело ему переносить дорогу, расстояния… Лучше выбирать школу возле дома – это тоже для пользы ваших же детей.

Примеры разные, но одинаковые в одном: родителей мало волнует, что ребенок еще не созрел. И ладно, если речь еще идет о более усидчивых девочках, а когда это касается гиперактивных мальчиков, то этого категорически нельзя делать: мы можем навредить ребенку! Школа – это же не только адаптация, которая происходит в первом классе, но и дальнейшее обучение, средние и старшие классы: с первых дней во многом зависит, как сложатся отношения со сверстниками, как ребенок будет реагировать на замечания учителей и т.д.

– Но, как вы отметили, некоторые дети и в 6–6,5 года бывают готовы и физически, и выполняют все задания и инструкции, с одного вида деятельности переключаются на другой, из какой-то неудачи тут же стараются найти выход, а не начинают плакать. И вот если родители такого ребенка решают не спешить и подождать еще год?

– Это хорошо! Лучше так, чем наоборот. Изучая эту тему, я много читала и нигде не встречала осуждение такого подхода. По законодательству дети от 6,5 до 8 лет могут быть приняты в 1-й класс, и если ребенок пошел в 7,5, то это неплохо. Что говорят врачи? В период с 6 до 7 лет ребенок активно растет – внутренние его органы меняются, внешне он меняется, и хорошо, когда в этот период много двигается. И это возможно лишь в детском саду, а не за школьной партой.

Ребенок не ходил в детский сад, у него есть логопедические сложности, неврологические особенности, хронические заболевания, он часто болеет – все эти факторы говорят о том, что лучше подождать еще годик и не спешить с началом школьной жизни. Одна проблема всегда тянет за собой другую. Если малыш не посещал садик, то есть смысл отдать его в воскресную школу, где, к примеру, помогут разрешить и логопедические проблемы. Если ребенку сложно находить общий язык с детьми, он долго к ним привыкает, если очень эмоционально переживает неудачи и с трудом справляется с проигрышами, тяжело переносит неожиданные события и изменения планов, все это говорит в пользу того, что ваше чадо еще не готово стать первоклашкой.

– Понятно, что все дети по-разному усваивают материал в детском саду. И если ребенок пришел в школу не до конца подготовленным, это говорит о том, что он и в дальнейшем будет в стане неуспевающих?

«Нет острой необходимости отдавать ребенка в подготовительную школу к первому классу. Лучше отдать его в тот же театральный кружок, где детей учат общаться, помогают раскрепощаться, увеличивают словарный запас. Во время занятий развиваются память, мышление, логика. А мы начинаем учить его считать. Это и так неизбежно произойдет! Отдавайте предпочтение танцам, рисованию, спорту».

– Ни в коем случае! Часто родители излишне готовят своих детей, лишая их детства. Опять же, наверное, это модно – сейчас столько центров открыли по подготовке к школе. Да, неплохо, что ребенок куда-то ходит, развивается, но мы, педагоги, понимаем и знаем, что 1-й класс рассчитан на то, чтобы он выучил буквы, начал "сливать" их в слоги и так далее – все зависит от программы. А родители в погоне за тем, что это все нужно знать, ошибаются. Ребенок и так это все узнает! А если у него слабая нервная система, что бы мы ни делали, пока он сам до этого не дорастет, не сможем заставить его насильно учиться – он должен до этого созреть. Немало примеров детей, которые умели в 5 лет читать, а к 3 классу скатились на "тройки", и равно как наоборот.

– Но наверняка есть базовые знания, которые должны быть у ребенка в 6 лет?

– Я не сторонница тестирований, которые проводят при приеме детей в 1-й класс. Дошкольники при поступлении в школу должны уметь отвечать на стандартный набор вопросов – от того, как его зовут, сколько ему лет, до адреса. У них должны быть знания о животных, растениях, окружающих их. Будущие первоклассники составляют рассказы по картинкам, сочиняют сказки, рассказывают стихи, находят слова на определенную букву, знают счет, решают элементарные задачи на сложение и вычитание. Также сюда относится умение написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги, рисовать и лепить, играть с мячом, петь и ритмично двигаться. Это лишь небольшая часть всего, что должны знать и уметь дети – не все обязательно делать идеально, ведь постепенно они всему научатся.

– Самый большой страх родителей, связанный с началом школьной поры, – выполнение домашних заданий. Нужно ли сидеть вместе с ребенком над ними?

– Я придерживаюсь мнения, что в 1-м классе не должно быть домашних заданий. Первоклашек надо научить любить учиться – вот это самое важное. А если мы ребенка с утра до обеда будем занимать уроками, а потом еще – с обеда до вечера, представляете, какое отвращение к учебе можем вызвать?! А вообще, конечно, родители должны уделять внимание детям, когда-то что-то с ними делать. Чтобы ребенок научился выполнять домашние задания самостоятельно, ему в первое время нужны поддержка и помощь родителей. Его надо научить: последовательность, аккуратность – это прививается взрослыми.

– Для работающих родителей идеальное решение – школа полного дня. Но насколько это решение идеально и для ребенка? И чем ему заниматься, если он после уроков все же отправляется домой?

– Если говорить о первоклашках, то, конечно, нежелательно, чтобы они были в школе до вечера: интерес быстро пропадет. Если постарше, то почему бы и нет: ребенок организованно выполняет домашние задания со сверстниками, ходит на кружки. Если же после уроков он не остается в школе, то ему нужно организовать досуг, при этом не перегружая, чтобы не истощался, чтобы любое занятие было в удовольствие... только тогда от этого будет толк.

– Можете дать несколько полезных рекомендаций родителям первоклассников?

– Малыша нельзя насильно сажать за парту, заставляя учиться. Все это должно проходить в игровой форме, ищите способы увлечь его, чтобы он сам начал проявлять интерес к процессу. Поддержите его стремление стать школьником, обсудите с ним правила и нормы, с которыми он встретится в школе, объясните их целесообразность. Составьте с ним распорядок дня и следите за его исполнением. Здесь важно оставить ему достаточно времени для игровых занятий: учение – это нелегкий труд, но поступление в школу не должно лишать детей многообразия жизни, радости и игры. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился более авторитетный человек, чем вы – это учитель, уважайте мнение малыша о своем педагоге. И, пожалуй, один из самых важных советов: ваш ребенок пошел в школу учиться, а когда человек учится, у него не всегда все сразу получается, и это естественно! Ребенок имеет право на ошибку. Но вы можете и должны в каждой работе находить то, за что его можно было бы похвалить – поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

АВТОР: МАДИНА МАКОЕВА, газета "Северная Осетия"

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    29.08.2019, 20:24

Мероприятия

Архив
Людмила Башарина
Людмила БашаринаМинистр образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
Мы не интересны детям как педагоги, мы не являемся для них единственным источником знаний. А мы должны быть наставниками, примером, должны вести ребенка как учитель, как мастер.

читать дальше

Объявления

Архив

Горячие линии

  • Общая "горячая линия" +7 (495) 984-89-19
  • "Горячая линия" по вопросам ЕГЭ-2019 +7 (8672) 53-49-40
  • "Горячая линия" по вопросам оплаты труда +7 (8672) 29-15-15 (доб.240)
  • Общий телефон доверия +7 (495) 104-68-38
  • "Горячая линия" по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ на обучение по образовательным программам СПО и профессионального обучения +7 (8672) 29-15-15 (доб.226)

Мы в соцмедиа