закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

«Перспективы реализация национального проекта «Образование» в Республике Северная Осетия – Алания»

Прямая речь

Уважаемый Алексей Васильевич!

Уважаемый Таймураз Русланович!

Уважаемые участники совещания, коллеги!

Традиционно август для педагогического сообщества является временем подведения итогов прошедшего учебного года и определения перспектив развития как системы образования в целом, так и каждого из нас.

Вектор развития системы образования страны на период до 2024 года определен новым национальным проектом, в реализации которого, безусловно, примет активное участие система образования Республики Северная Осетия – Алания.

Отличительной особенностью национального проекта «Образование» является нацеленность институтов системы образования на участие в жизни человека на всех этапах, начиная с рождения до зрелого возраста.

Необходимо отметить, что основные идеи, заложенные в основу национального проекта «Образование», были сформулированы нами в качестве основных задач в ходе августовского совещания в 2017 году, и республика имеет определённые результаты, которые позволят нам успешно реализовать все федеральные проекты.

Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить перспективы участия республики в мероприятиях национальных проектов, которые станут продолжением работы, проведенной нами в прошлом учебном году.

Первое, что я предлагаю обсудить - это роль национального проекта в вопросах развития дошкольного образования.

В системе дошкольного образования республики главным продолжает оставаться вопрос обеспеченности детей местами.

В 2017/2018 учебном году в республике была проведена значительная работа по повышению доступности дошкольного образования.

Построены 4 детских сада на 120 мест:

по ул. Менделеева, 14 «а» и по ул. Широкая в г. Беслан;

в г. Алагир;

в с. Советское Ирафского района.

Строится детский сад на 280 мест в 18 микрорайоне г. Владикавказ.

За счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации начнется строительство двух детских садов по 120 мест в с. Ир и с. Дачное Пригородного района, а также детского сада на 230 мест в г. Моздок.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению детей в возрасте до 3 лет местами в дошкольных образовательных организациях заключено соглашение между Правительством республики и Министерством просвещения Российской Федерации на 2018 – 2019 годы на предоставление республике субсидии в размере 538 837,2 тыс. рублей на строительство 20 пристроек к детским садам на 925 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до трех лет.

Все вышеперечисленные мероприятия позволят создать в дошкольных образовательных организациях дополнительно 1255 мест в 2018 году и 900 мест в 2019 году.

Кроме того, в 2019 году начнется строительство детского сада на 120 мест в с. Мичурино.

Для стимулирования негосударственного сектора в сфере предоставления услуг дошкольного образования в 2018 году Министерство образования и науки РСО – Алания продолжило осуществлять выплаты субсидий частным детским садам, в которых воспитывается 483 ребенка. Следствием данной работы стало увеличение числа детей в частных дошкольных образовательных организациях.

Мероприятия по созданию мест для детей дошкольного возраста будут продолжены в контексте реализации национального проекта «Демография».

В рамках данного проекта предполагается обеспечить 100% доступность услугами дошкольного образования детей в возрасте от 2 месяцев до трех лет. Планируется выделение субсидии регионам на создание новых мест.

Данным федеральным проектом предусматривается реализация мероприятий по поддержке негосударственного сектора в сфере дошкольного образования путем выделения физическим лицам грантов, средства которых должны быть направлены на создание групп по присмотру и уходу за детьми ясельного возраста. Кроме того, будет оказано содействие в профессиональном обучение граждан в качестве нянь, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Обучение будет осуществляться за счет средств служб занятости населения.

Вопрос создания дополнительных мест, безусловно, является приоритетным. Его решение позволит снять как социальную напряжённость, вызванную нехваткой мест в детских садах, так и острую проблему с переуплотнённостью дошкольных групп. Тем не менее необходимо решать и вопрос развития содержания дошкольного образования. Несмотря на то, что педагогические работники дошкольных образовательных организаций своевременно проходят курсы повышения квалификации, всем известна проблема, связанная с нежеланием родителей идти в определённые детские сады. И причина здесь одна - низкое качество как присмотра и ухода, так и реализации образовательной программы дошкольного образования.

В целях развития содержания дошкольного образования в 2018 году Министерством образования и науки РСО – Алания проведена серия мероприятий. Была организована конференция для работников дошкольных учреждений с приглашением специалистов ведущих организаций по вопросам дошкольного образования. Проведены две образовательные сессии на базе лучших дошкольных учреждений республики для различных категорий педагогических работников детских садов. Эта работа будет продолжена и в новом учебном году с вовлечением в нее все большего числа педагогических работников дошкольных учреждений.

Уважаемые коллеги! Национальный проект ставит перед системой образования амбициозную цель – «вхождение Российской Федерации  в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Понятно, что решить эту задачу без изменений как инфраструктуры общего образования, так и содержания образования невозможно.

В 2017/2018 учебном году республикой были достигнуты успехи в вопросе развития инфраструктуры системы образования.

В январе 2018 года была введена в эксплуатацию новая школа на 360 мест в с. Сурх-Дигора. В начале учебного года откроется новая школа на 360 мест в с. Эльхотово, построенная взамен аварийной. После реконструкции открывается школа № 27 г. Владикавказ.

Началось строительство школы на 500 мест в 12-м микрорайоне г. Владикавказ.

Заключено Соглашение между Правительством республики и Министерством просвещения Российской Федерации на строительство школ на 1100 мест в 19-м микрорайоне г. Владикавказ и на 550 мест в 31-32-м микрорайоне г. Владикавказ.

Таким образом, в 2017/2018 году было создано 720 новых мест и к сентябрю 2019 года будет введено еще 1600 мест.

Работа по развитию инфраструктуры школ будет продолжена и в рамках федерального проекта «Современная школа». Предполагается:

создание новых мест в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;

создание материально-технической базы для реализации основных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ цифрового и гуманитарного профилей.

В рамках работы по совершенствованию содержания общего образования Министерством образования и науки РСО – Алания проведена работа по введению в образовательные программы школ новых учебных модулей, таких как: «Шахматы», «Финансовая грамотность», «Семьеведение», «Основы предпринимательства». Была проведена значительная работа по упорядочению процедуры заказа учебников. Разработан и принят к реализации план работы системы по профориентации и социализации обучающихся. 100% общеобразовательных учреждений приняли участие в мониторинговых исследованиях качества знаний обучающихся, которые проводились как на федеральном, так и на региональном уровне.

Данная работа будет продолжена и в условиях реализации национального проекта.

Изменения в содержании образования затронут такие сферы общего образования как:

обновление федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе требований к освоению образовательной программы общего образования;

введение практики наставничества обучающихся;

введение оценки качества, основанной на практике международных исследований качества подготовки обучающихся.

Инфраструктурным и содержательным изменениям в системе образования будет способствовать   федеральный проект «Цифровая школа». Во всех образовательных организациях будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая включает в себя: облачную бухгалтерию; электронный документооборот, электронную отчетность, электронное портфолио обучающихся и специалистов.    Мы должны будем создать центры цифрового образования «IT-куб». В рамках проекта «Цифровая школа» ставится задача обеспечения образовательных организаций интернет – соединением скоростью не менее 10 Мбит/с и гарантированным интернет-трафиком.  В нашей республики данная задача практически решена: более 80 % образовательных организаций уже имеют скорость соединения 10 Мбит/с.

Уважаемые коллеги! Я убеждена, что успешная реализация целей и задач национального проекта возможна только в случае обеспечения объективности системы оценки качества общего образования. К сожалению, необходимо отметить, что эта проблема стоит достаточно остро. По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования 18 образовательных учреждений республики вошли в число школ, показавших необъективные результаты по итогам проведения всероссийских проверочных работ. И это только часть проблемы необъективности в образовании.

В 2018 году в республике 484 выпускника, получили медаль «За особые успехи в обучении». Из них 159 не набрали 70 баллов по одному и более предметам.

Необходимо отметить, что 396 медалистов, т.е. 81%, не становились даже участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Эти примеры свидетельствуют или о полном отсутствии должностного контроля администрациями школ за объективностью выставления оценок, или о сознательном искажении образовательных результатов, следствием которого становится полное отсутствие уважения детей и их родителей к профессиональному педагогическому сообществу.

Конечно, можно сослаться на отсутствие нормативной базы, регламентирующей ограничение в вопросах выдачи медалей, которые будут решены в 2019 году. Но вопрос текущей успеваемости обучающихся – это вопрос, относящийся к компетенции образовательной организации.

В сентябре Министерством образования и науки республики будет проведён традиционный цикл встреч с руководителями образовательных организаций. В этом году как и в прошлом мы проведем его в формате собеседований с руководителями школ.

Уважаемые коллеги! Новые подходы к организации общего образования практически полностью стирают грань между общим и дополнительным образованием. Данный подход отражен и в федеральном проекте «Успех каждого ребенка», который предполагает:

внедрение новой модели дополнительного образования;

создание новых мест в образовательных организациях для реализации программ дополнительного образования;

участие детей в проектах «Билет в будущее» и «Проектория»;

создание условий в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятий физической культурой и спортом;

создание детских технопарков «Кванториум» и мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской и горной местности;

создание региональных центров поддержки одаренных детей с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех»;

создание центров дополнительного образования на базе организаций высшего образования.

Нами проведена подготовительная работа, которая должна способствовать успешной реализации всего комплекса мероприятий данного проекта.

В 2017 году заявка республики на создание детского технопарка «Кванториум» была признана победителем конкурсного отбора, и республике была выделена субсидия из федерального бюджета в размере 77 628,4 тыс. рублей.

В настоящее время завершается строительство здания технопарка «Кванториум» (строительство ведется за счет внебюджетных средств). Ведется закупка высокотехнологичного оборудования. Значительное внимание уделено подбору педагогов. Средний возраст педагогов детского технопарка «Кванториум» составляет 24 года. Все они прошли обучение в научном центре «Сколково». И в ноябре текущего года, в единый день открытия Кванториумов, в Северной Осетии откроется первый детский технопарк.

Ведется работа и по созданию условий для занятий физической культурой и спортом. 2018 году республике была выделена субсидия из федерального бюджета в размере 22 328,6 тыс. рублей, на средства которой ведётся капитальный ремонт 6 спортивных залов, которые также будут оснащены современным спортивным инвентарём и оборудованием. Новая заявка Министерства образования и науки республики на участие в распределении федеральной субсидии в 2019 году уже направлена. Это позволит отремонтировать и оснастить еще 6 спортивных залов на средства федеральной субсидии.

В серии открытых онлайн-уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию обучающихся, в 2017/2018 учебном году приняло участие 10 602 школьника.

Вместе с тем необходимо отметить, что в крайне неудовлетворительном состоянии в республике находится работа по выявлению и поддержке детей с академической одаренностью.

В целях создания системы поддержки одаренных детей разработана программа, состоящая из трех частей:

развитие математического образования, предполагающее создание сети математических кружков во всех муниципальных образованиях республики;

развитие химико-биологического образования, предполагающее открытие химико-биологических классов на базе одного из учреждений с привлечением специалистов высших учебных заведений республики;

создание центра одаренных детей, направленного на работу по гуманитарным направлениям.

В составе программы содержатся мероприятия по обучению детей в Летних и Зимних школах как в республике, так и за ее пределами, привлечению ведущих специалистов по работе с одаренными детьми, обучению педагогов.

Существенной для республики остается проблема обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования. При нормативном охвате услугами дополнительного образования 70-75% в настоящее время охват составляет не более 40%. В результате проведенной нами в 2018 году инвентаризации выявлены творческие объединения, в которых на одну ставку педагогического работника приходится 6-8 детей. Проведена предварительная работа по приведению в нормативное соответствие численности детей в творческих объединениях дополнительного образования.  

Мы отдаем себе отчет в том, что проблемы дополнительного образования, в частности низкая заинтересованность обучающихся предлагаемыми направлениями дополнительного образования, особенно подростков, связана в том числе с тем, что в течение ряда десятилетий материально-техническая база учреждений дополнительного образования не обновлялась. Тем не менее при функционировании организаций в равных условиях мы имеем примеры успешных учреждений, которые не только не нуждаются в реорганизационных мероприятиях, но и являются примером для остальных учреждений дополнительного образования.

Для оптимизации работы учреждений образования республики создается региональный модельный центр дополнительного образования, который обеспечит современный уровень управления дополнительным образованием.

Значительное внимание в работе системы образования в прошедшем учебном году уделялось вопросам организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Различными формами получения образования было охвачено 2016 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В республике функционирует сеть учреждений, специализирующихся на работе с детьми указанной категории. Кроме того, продолжили работу ресурсные центры инклюзивного образования.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечены специальной учебной литературой.

В 2018 году разработаны индивидуальные программы реабилитации и абилитации для 522 детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста, которые направлены в образовательные организации республики для исполнения.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» в 2017 году в 14 образовательных организациях республики была создана безбарьерная среда. В 2018 году эта работа продолжена еще в 9 образовательных организациях.

Особое внимание хотелось бы уделить вопросам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях среднего профессионального образования. В 2017 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы Профессиональному училищу № 5 г. Владикавказ была предоставлена федеральная субсидия на создание условий по обеспечению поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. В настоящее время в училище могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по профессиям «автомеханик», «сварщик», «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «портной», «токарь-универсал». В 2018 году аналогичные условия создаются во Владикавказском многопрофильном техникуме г. Владикавказ. После реализации мероприятий программы в училище смогут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья по профессии «строитель».

Тем не менее в вопросах организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеются серьезные проблемы, касающиеся как развития инфраструктуры, так и содержания работы. Национальный проект «Образование» предлагает ряд мероприятий, которые позволят решить их.

Это:

обновление материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, исключительно по адаптированным образовательным программам;

организация обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Участие в данных мероприятиях позволит нам добиться значительных успехов в вопросе организации обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уважаемые коллеги! Любые самые амбициозные задачи в системе образования выполняет учитель. В 2017/2018 учебном году был выполнен традиционный комплекс мероприятий, направленный на стимулирование профессионального роста учителей. В плановом режиме была организована курсовая подготовка учителей всех предметов, проведены конкурсы профессионального мастерства. Тем не менее мониторинг качества преподавания учебных предметов свидетельствует о том, что существуют очень серьезные проблемы в уровне профессиональной подготовки учителей. Данный факт подтверждается и результатами аттестации учителей.

Зачастую в качестве наиболее весомого аргумента низкого качества образования обучающихся мы приводим недостаточно эффективную систему повышения квалификации педагогических работников. Несмотря на многочисленные попытки сформулировать заказ на повышение квалификации «снизу», вопрос повышения квалификации продолжает носить для многих педагогов формальный характер. 

К огромному сожалению, было выявлено, что руководители и заместители руководителей части школ годами не посещают уроки учителей, даже имея в распоряжении «неутешительные» результаты государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных работ. Уроки должны посещаться для того, чтобы сформировать индивидуальную систему повышения квалификации каждого учителя. Особенно остро эта проблема стоит, когда мы говорим о молодых учителях.

Мы разработали программу развития кадрового потенциала системы образования, в которой ключевую роль играют мероприятия по профориентации и по закреплению молодых специалистов в школе.

Мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала системы образования, заложены в федеральном проекте «Учитель будущего», которые обеспечат развитие и профессиональный рост как учителей, так и руководителей образовательных организаций.   

В рамках проекта «Успешный учитель» будет внедрена национальная система учительского роста, которая предполагает формирование заказа на повышение квалификации каждым учреждением самостоятельно, в формате непрерывного образования.

Особое внимание будет уделено вовлечению учителей в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.

В контексте этого федерального проекта будет внедрена новая система аттестации руководителей образовательных организаций, которая будет учитывать в том числе наличие компетенций, необходимых для управления образовательным процессом.

Современные требования к уровню компетенций руководителей образовательных организаций включают в том числе активное участие в конкурсах на получение грантов и субсидий. Принцип финансирования образовательных организаций по потребности практически полностью ушел в прошлое. Для получения финансирования образовательные организации должны активно и самостоятельно участвовать в конкурсах на получение субсидии на развитие образовательной организации.

Уважаемые коллеги! Тенденции развития экономики подчеркивают огромную роль системы образования в процессах развития экономики каждого региона. В значительной степени эту функцию будет выполнять система профессионального образования.

В настоящее время в республике существует проблема низкой интеграции системы профессионального образования в производственную сферу республики.

Возможные пути решения данной проблемы сформулированы нами в региональной программе развития профессионального образования, которая включает следующие мероприятия:

 Инвентаризация программ, реализуемых в учреждениях среднего профессионального образования, с определением перечня, уровней и сроков получения среднего профессионального образования;

определение контрольных цифр приема совместно с органами исполнительной власти по профилям подготовки;

проведение государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования с использованием механизмов демонстрационного экзамена;

организация производственной практики студентов организаций профессионального образования на базе предприятий-потенциальных работодателей.

Все вышеперечисленные мероприятия отражены в федеральных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».

Данными проектами предполагается:

создание в регионах центров опережающего профессиональной подготовки, оснащенных современной материально-технической базой;

обновление перечня профессий;

проведение государственной итоговой аттестации с использованием механизмов демонстрационного экзамена;

создание и внедрение механизмов наставничества;

внедрение системы грантовой поддержки университетов с целью формирования и внедрения современных программ непрерывного образования.

Уважаемые коллеги!

Позади остался 2017/2018 учебный год, год сложный. Нам приходилось принимать решения в очень противоречивых условиях.

Но мы должны понимать, что в наше время преимущества в конкурентной борьбе стран уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных знаний и компетенций, в связи с чем перед системой образования, перед каждым из нас стоит ключевая государственная задача – развитие человеческого капитала.

Реализация национального проекта «Образование» потребует от всех нас работы в напряженном режиме, но я очень надеюсь, что она будет эффективна и плодотворна.

Взамен старых неэффективных будут создаваться новые институты и вводиться новые формы образования. Сегодня перед системой образования стоят задачи, от выполнения которых зависит успешность детей, ради которых мы работаем. И я заверяю всех участников совещания, что в основу всех изменений будет положен единственный принцип - «Принести пользу детям».

Желаю всем успехов, здоровья, и с началом нового учебного года!

________________________________

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    01.10.2018, 19:20

Мероприятия

Архив
Ирина Азимова
Ирина АзимоваМинистр образования и науки РСО-Алания
В течение нескольких дней на площадках чемпионата будет высокая концентрация молодых кадров, которые могут составить основу любого предприятия. И я надеюсь, что сегодняшние участники выступят на высоком уровне, раскроют свой потенциал.

читать дальше

Объявления

Архив

Горячие линии

  • "Горячая линия" Министра образования и науки Республики Северная Осетия Алания +7 (988) 871 04 40
  • "Горячая линия" по вопросам ЕГЭ-2018 +7 (8672) 53-49-40
  • "Горячая линия" по вопросам оплаты труда +7 (8672) 29-15-15 (доб.240)
  • Общая "горячая линия" +7 (495) 984-89-19
  • Общий телефон доверия +7 (495) 104-68-38

Документы

Архив

Вакансии

Архив

Мы в соцмедиа